Поэтический перевод танка – 1 
Регистрация
Восстановление пароля
Блог Игоря Шевченко


Поэтический перевод танка – 1

Положение о конкурсе

Конкурс  «Поэтический перевод танка – 1»
(на рисунке оригинальный текст стихотворения Оно-но Комати)

              "26" января 2011 года главный редактор журнала «Поэзия» Московской организации Союза писателей России, Лев Константинович Котюков, профессор японской литературы и сравнительной культурологии Международного университета Акита (Япония), Александр Долин, и администрация сайта в лице Шевченко И. А. начинают первый конкурс «Поэтический перевод танка»  http://haiku-konkurs.ru/viewkonkurs.php?konid=26;&rules=y.
        Судит конкурс -  Александр Долин,  а журнал «Поэзия» публикует  лучшие переводы по представлению Александра Долина. Дата окончания конкурса - 30 апреля 2011 года в 23.59. Конкурс открытый.

                        СТИХОТВОРЕНИЕ  ОНО-НО КОМАТИ
Оно-но Комати (IХ в., годы жизни неизвестны) – прославленная поэтесса эпохи Хэйан, творившая в основном в годы правления императора Ниммё(833-850). Комати – единственная женщина, которую составитель великой антологии «Кокинвакасю» Ки-но Цураюки включил в число «шести бессмертных».
     Стихотворений танка принадлежащих Комати без сомнения, насчитывается всего 21, но в различных антологиях и авторском сборнике «Комати сю», танка значительно больше. Красота и поэтическое дарование Комати породили вокруг ее имени множество легенд. Предание гласит, что, пережив немало пламенных увлечений и оставив потомкам блестящие образцы любовной лирики, поэтесса окончила свои дни в бедности и полном забвении.
    Комати стала героиней пяти пьес классического театра театра Но, ряда средневековых новелл, и баллад. Уже в эпоху Эдо она превратилась в один из популярнейших персонажей японского «Возрождения», давшего новое прочтение классики с позиций гедонистической культуры «изменчивого мира» (укиё). К образу Комати обращались десятки художников раннего, зрелого и позднего средневековья. Уже в двадцатом веке к образу Комати вновь обратился Юкио Мисима.
     Знаменитое стихотворение Комати «Окраска цветов...» Фудзивара Тэйка в ХII в. включил в классический изборник «Сто стихотворений ста поэтов» («Хякунин иссю»).
В комментаторской традиции дискутируется вопрос, насколько образ цветов в первых строках стихотворения соотносится с увядающей красой самой Комати. Стихотворение в «Кокинвакасю» помещено в раздел «Весенние песни», так что речь идет, бесспорно, о цветах сакуры (только они в японской поэзии фигурируют просто как «цветы» без дальнейшей спецификации. С другой стороны, женская красота исторически всегда ассоциировалась в Японии с прелестью цветка.  
    Поэтическая техника стихотворения чрезвычайно изощренна.
  Наречие итадзура-ни (праздно) может относиться одновременно и к предшествующей строке, и к последующей – или к обеим.
Вторая часть танка скреплена двумя «словами-стержнями» (какэкотоба). Корень фуру может иметь значение «идти» (о дожде), «проходить» (о времени) или «стареть».
   Корень нагамэ может означать «долгие дожди» (нага-амэ) и «наблюдать» (нагамэру).
В целом стихотворение удивительно тонко передает моно-но аварэ (печальное очарование всего сущего) – ключевую эстетическую категорию поэтики танка.
   Существует несколько вариантов переложения этого пятистишия на русский язык, но, возможно, вам удастся  превзойти предшественников...

хана но иро ва                Окраска цветов        
уцуриникэрина                поблекла
итадзура ни                     пока праздно
вага ми ё ни фуру           созерцала я, как втуне проходит моя жизнь
нагамэ сэси ма ни           пока шли долгие дожди.

                                                                                                                                Александр Долин
                                                               Профессор японской литературы и сравнительной культурологии
                                                                Международный университет Акита (Япония)

Конкурс завершён
Работ в номинации: 28

  

Идея и организация - Игорь Шевченко
Программирование - Мочалов Артём
Графика - Александр Карушин

Яндекс.Метрика